понедельник, 19 сентября 2011 г.

Раннее Возрождение. Лекция.

Искусство Возрождения

Итальянское Возрождение 14 - 16. вв

«Возрождение» (по-французски «Ренессанс», по-итальянски «Ринашименто») – термин, впервые введённый Джорджо Вазари, архитектором, живописцем и историком искусства 16в. Это историческая эпоха характеризуется развитием ранних буржуазных отношений в Западной Европе, возрождение античности, расцвет искусств, переход от культуры Средневековья к культуре Нового времени. Тысячелетие средневековья было тесно связано с античной философией, историей, поэзией. Культура Возрождения формировалась в средние века.

Культура Возрождения зародилась в Италии. Она связана с появлением в феодальном обществе буржуазии, с культурой свободных городов, с возрождением античных традиций. Именно в Италии, на родине античности, возрождается античный идеал гармоничного человека. Человек вновь становится главной темой искусства. От античности идёт восприятие человеческого тела, как самой совершенной формы в природе. От античности Ренессанс стал воспринимать человека как центр вселенной. Разница в том, что в античности человек зависел от воли богов, а в эпоху Ренессанса его судьба находилась в его руках. «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря твоей внутренней воле…» - так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пико дела Мирандола «О достоинстве человека».

В прямом и узком значении «гуманизм» означал светскую образованность, светскую науку в противоположность учёному богословию.

Обратная сторона Возрождения - междоусобицы, наёмные убийцы, ростовщики, цинизм. Макиавелли: сила – основа права.

Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий: дученто (XIII в.), треченто (XIV в.) – Проторенессанс, кватроченто (XV в.) – Ранний Ренессанс, чинквеченто (XVI в.) – Высокий Ренессанс.

Эпоха творческого подъёма, расцвет изящных искусств: архитектуры, скульптуры, живописи. Развитие науки и искусства, познание через изображение. Выделение художника как личности из толпы ремесленников, появление меценатства. Художник являлся универсальной личностью, владеющий знаниями в естественных и гуманитарных науках. Пример тому Леонардо да Винчи, который в равной степени владел всеми знаниями той эпохи, передавая и изучая их через изображение. В архитектуре возрождается идеалы античности, вновь появляется ордерная система, купол. Вся архитектура выражает систему мироздания, центром которой является человек. В скульптуре и живописи главной темой становится человек. Появляется реалистическая система. Главная цель изображения передача окружающего мира, так как видит человек, окна в природу. В живописи фон – окружающая, часто идеализированная, природа. Жанры: портрет, религиозная живопись, мифологическая живопись носят светский характер. Основные заказчики - церковь, двор, знать, ремесленники, купцы. Средства выражения, такие как линейная, воздушная перспектива, изучение анатомии и пропорций человека, светотень, объём, рельефность. Психологизм, индивидуальность изображения. В скульптуре возрождается также эстетика античного реалистического изображения, скульптура отделяется от архитектуры.

Раннее Возрождение (Ранний Ренессанс) 15 век.

Признаки новой культуры, мировоззрения особенно ярко проявились в 15 век, в период Кватроченто. Век гуманизма, эпоха, полная веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом. Геометрия, математика, порядок, мера, анатомия, учение о пропорциях человека, перспектива решаются мастерами Раннего Возрождения. Очень высокий уровень творчества. Флоренция становится главным центром ренессансной культуры, флорентийская школа. С 1434 г. власть во Флоренции переходит к Козимо Медичи, основателю банкирской династии герцогов- меценатов происхождением из лекарей (недаром в их гербе сохранилось изображение трёх пилюль).

Архитектура

Открыла новую эпоху в истории европейского творчества, отказавшись от господствующей в Европе готической системы, и утвердила новые принципы, основанные на ордерной системе. Гуманисты считали красоту законом природы. Красоту мироздания выражала архитектура. Принципы: гармония порядок, порядок, пропорции. Человек являлся центром вселенной, этим определяется характер архитектуры. Очеловечивание пропорций здания в отличие от готической архитектуры. Ренессансное здание делится по горизонтали, готика – вертикаль – устремлённость к Богу.

Филиппо Брунеллески (1377 -1446)

Архитектор, скульптор, изучал перспективу. Воспитательный дом во Флоренции считают первым светским зданием стиля Ренессанс, оно послужило образцом для всей архитектуры Возрождения – открытая аркада, широкая лестница, элементы античного ордера превращены в красивую декорацию. Тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами утвердился потом в архитектуре внутренних дворов ренессансных палаццо (дворцов). Эти палаццо, обычно трёхэтажные, сложенные из грубо отесанных (рустованных) камней, с фасада выглядят довольно суровыми, имитируя крепость, но их внутренние дворы изящны.

Филиппо Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции.

Филиппо Брунеллески. Капелла Пацци при церкви Санта Кроче.

Капелла Пацци – в плане прямоугольник, с шестью коринфскими колоннами на фасаде, купол. Античная простота, конструктивная ясность, гармония, соразмерность.

Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта Мария дельФьоре.

Пустотелый купол из двух оболочек 42 метра в диаметре, восьмигранное основание.

Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472

итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Крупный деятель культуры Возрождения. В ряде теоретических трактатов ("О статуе", 1435, и "О живописи", 1435-36, - на итальянском языке; "О зодчестве", опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. На латинском языке написал комедию "Любитель славы" (1426), сатиру на князей и придворных в мифологически-аллегорической форме "Мом" (между 1443 и 1450). В сочинении на итальянском языке "О семье" (кн. 1-4, 1437-41) рисует образцовую семью и выдвигает идеал гармоничного человека.

В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Работы Альберти, и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения.

Леон Баттиста Альберти. Дворец Ручеллаи.

Скульптура

Донателло (1386 -1466)

Его творчество определило развитие европейской скульптуры в последующие века. Донателло создал тип самостоятельной, не связанной с архитектурой, круглой статуи. Положил начало новому скульптурному портрету-бюсту, напоминающему римские портреты, был автором первого конного монумента в эпоху Возрождения. Возродил античное изображение обнажённого человеческого тела. Сочетание античных законов пластики, религиозности, готической традиции и реалистического идеала пластики Возрождения.

Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты. Статуя Давид

Андреа дель Верроккьо (1435 -1488)

Анреа дель Верроккьо. Кондотьер Коллеони. Давид

Андреа дель Верроккьо (1435 -1488) —итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо.

В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Оттого-то в это время и была столь велика роль меценатов. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссером придворных празднеств. Эти практические навыки, воспринятые от учителя, пригодились Леонардо в будущем. Предание гласит, что одним из самых ярких итогов духовного союза ученика и учителя стала скульптура Давида, для которой позировал молодой Леонардо. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи. Вероятно, что свою самую внушительную скульптуру, 4-метровую конную статую Бартоломео Коллеони, Верроккьо создал в соавторстве с гениальным учеником.

Художник родился, и долгое время работал во Флоренции. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 г. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 г. Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.

Живопись

Мазаччо (1401 -1428)

Первый решил главные проблемы живописи Возрождения – линейной и воздушной перспективы. На его фресках в капелле Бранкаччи флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине фигуры, написанные по законам анатомии, связаны между собой и с пейзажем. Его холмы и деревья уходят вдаль, образуя естественную воздушную среду. Жизнь людей и природы связывается в единое целое, в единое драматическое действие. Это новое слово в мировом искусстве живописи. Многие художники учились на примере живописи Мазаччо. Сцены Мазаччо полны драматизма

Мазаччо. Изгнание из рая. Капелла Бранкаччи. Церковь Санта Мария дель Кроче

Мазаччо. Чудо со статиром. Капелла Бранкаччи. Церковь Санта Мария дель Кроче


Сандро Боттичелли (1477 -1478) –выразитель эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. В искусстве Боттичелли происходит своеобразный синтез средневекового мистицизма с античной традицией. Символизм, образы романтичны, возвышенны, своеобразный, утонченный образ женской красоты. Он предпочитает символические, аллегорические темы.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.

«Весна» ярко иллюстрирует иконографию эпохи Возрождения и отражает философию неоплатонизма.

Хотя некоторые из фигур были изображены на манер древних скульптур, они не были прямыми копиями, а были созданы на собственном, особенном языке форм Боттичелли: стройные, идеализированные фигуры, чьи тела кажутся иногда слишком утонченными, предвещают изящный, изысканный стиль XVI столетия — маньеризм.

Венера, богиня любви, стоит в центре картины, немного позади других фигур. Справа Зефир, холодный весенний ветер, настигает нимфу Хлорис. Та сбегает от него и превращается во Флору, Весну, одетую как подобает замужней флорентийке из богатой семьи.

Над Венерой Купидон метит свои стрелы в танцующих Граций (справа Красота, в центре Целомудрие, слева Наслаждение). Считается, что прообразом фигур Граций была Симонетта Веспуччи, а правая Грация имеет лицо Катерины Сфорца, также изображенной Боттичелли на известном портрете Катерина Александрийская из Музея Линденау.

Сад Венеры охраняет Меркурий в шлеме и с мечом, простирающий руку, чтобы разогнать облака невежества кадуцеем, изображенным в виде двух крылатых драконов.

Существуют и другие интерпретации сцены. Например, Весна рассматривается также как политический образ: Купидон был бы Римом, Три Грации — Пиза, Неаполь и Генуя, Меркурий — Милан, Флора — Флоренция, Май — Мантуя, Хлорис и Зефир — Венеция и Больцано (или Ареццо и Форли).

Сандро Боттичелли. Весна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий