вторник, 6 апреля 2010 г.

Французское искусство XVII века

Французское искусство XVII века

В XVII веке Франция – абсолютистское государство, складывается национальная школа в изобразительном искусстве с классицистическим направлением.
Во Французском Возрождении уже были элементы классицизма – восприятие формы, строгой логики, рационализма, чувства изящного. Рабле, Ронсар, Монтень, философия Декарта, драматургия Корнеля и Расина везде классицистическое видение.
Классицизм становится официальным направлением королевского двора. В литературе классицизм связан с великим поэтом, создателем французского театра Пьером Корнелем.
В изобразительном искусстве переплелись разные направления: маньеризм, влияние голландского и фламандского барокко, реалистическая школа Караваджо и бытовая живопись «великих малых голландцев».

Жак Калло (1593-1635)
Замечательный рисовальщик, гравер, получил образование в Италии. Делал сложные рисунки, перегружал композицию фигурами. Исследователи подсчитали, что в одной из сцен ярмарки он изобразил 1138 персонажей. Изысканный линейный ритм, гротеск, интересные сюжеты. Изображал быт придворных, актёров, бродяг и нищих. Самые знаменитые произведения посвящены 30-летней войне. Это серия офортов «Бедствия войны».


Луи Ленен (1593 -1648)
В живописи художника прослеживается влияние бытовой живописи голландцев и молодого Веласкеса. Он изображал крестьян, людей третьего сословия. Его герои полны внутреннего достоинства и благородства, вызывают чувство сострадания.


Жорж де Латур (1593 – 1652)
Создатель жанровых сцен в духе Караваджо, мастер религиозных картин. Раскрывает языком живописи такие сложные понятия как жизнь, рождение, смирение, сострадание, смерть. Символическое значение в произведениях Латура имеет свет свечи или факела. Является предшественником классицизма. В его картинах видна чёткость и ясность композиции, статика, равновесие форм, фигуры напоминают античную скульптуру.


Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность.

Никола Пуссен (1594 -1665)
Создатель классицистического направления в живописи Франции 17 века. Жил в Италии, преклонялся перед римской античностью и творчеством Рафаэля, испытал влияние караваджизма. Тема для своих полотен брал из античной мифологии, из Нового и Ветхого завета. Программа пуссеновского классицизма: общественное назначение искусства, чувство долга, сильные характеры, величественные поступки. Мера, порядок, композиционная уравновешенность, плавный, чёткий линейный ритм, статуарная пластика (изображаемые фигуры похожи на античные статуи). Главный упор делается на рисунок, скульптурность форм. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа (улучшенная природа).


Клод Лоррен (1600-1682)
Мастер лирического классицистического идеализированного пейзажа. Жил в Италии. Его пейзаж включает в себя мотивы моря, античных руин, деревьев, маленькие фигурки людей. Это персонажи из античных и библейских сказаний, название пейзажа определяется ими.



Вторая половина XVII - время правления Людовика XIV, «короля-солнца», вершина французского абсолютизма. «Великий век», прославляющий особу короля и двор. Пышный церемониал, все виды искусства строго регламентированы королевской властью. В 1648 г. создана Академия живописи и скульптуры, в 1671 г. основывается Академия архитектуры. Ведущим стилем официально становится классицизм.



Клод Перро. Восточный фасад Лувра. Использует ордер, статичность, математически выверенные пропорции, равновесие.

Собор Дома Инвалидов в Париже. Ардуэн-Мансар.

Версаль. Дворцово-парковый ансамбль. Архитекторы Лево, Ленотр.
Версаль, фонтаны, парк. Архитекторы Лево, Орбэ, Ардуэн-Мансар.
Фасад дворца – 500 метров в длину. Экстерьер (вид с наружи) классицистически строг, чередование окон, пилястр, колонн создаёт чёткий, спокойный ритм. Интерьер поражает пышностью декоративной отделки. Интерьеры дворца состоят из анфилады комнат, кульминацией роскошного убранства которых должна была быть спальня короля. Роскошью поражала и Зеркальная галерея. Версальский парк – регулярный парк, идея которого возникла ещё в садах Медичи. Это парк, в котором всё выверено, который расчерчен на аллеи и где определены места для фонтанов и скульптур.
Со второй половины XVII столетия Франция занимает ведущее место в художественной жизни Европы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий